Фотовирирование - химический процесс замещения металлического серебра в изображении на другие соли. Эта необходимость вызвана тем, что серебряное изображение на готовом фото отпечатке, в зависимости от способа проявления, может иметь лишь различные оттенки черно - серого: черные, синеватые, коричневатые, серые. Без замены металлического серебра в изображении, к сожалению, невозможно получить другие чистые и сочные цвета. Для осуществления такого процесса существуют специальные фото составы - фотовиражи. Фотовиражи дают уникальную возможность повысить художественную выразительность снимка и часто "спасают" посредственный снимок. Однако при вирировании (тонировании), как и во всем другом, необходимо иметь чувство вкуса и перед вирированием тщательно продумать в какой цвет следует окрасить тот или иной кадр, поскольку, после тонирования снять тонировку уже не представляется возможным. Не смотря, на кажущуюся простоту, процесс вирирования достаточно требователен к точному и безусловному соблюдению всех указанных условий обработки снимка. Это относится к соблюдению временного и температурного режима вирирования, применение чистых исходных веществ фото виража и дистиллированной воды. В процессе фотовирирования допущенные ранее ошибки, при обработке изображения суммируются! Следует также помнить, что некоторые сорта фотобумаги плохо окрашиваются, даже если и делать все правильно, поэтому перед самим процессом вирирования обязательно необходимо сделать "пробники". Химическому вирированию лучше всего поддаются бромосеребряные фотобумаги типа Унибром, Фотобром, Новобром. Интересно, что матовые и полуматовые фотобумаги вирируются лучше чем глянцевые. Если вирируют уже высушенный фото отпечаток - его предварительно размачивают в воде (около 7 - 12 минут). Снимок, который планируется вирировать должен удовлетворять определенным требованиям: отпечаток должен быть правильно проэкспонирован, нормально проявлен, хорошо промыт, закреплен и снова тщательно промыт. Тиосульфат натрия, который содержится в фиксаже портит фото вираж, поэтому, в случае плохой промывки вирирование будет неудачным. Следует внимательно осмотреть снимок на предмет фотовуали, поскольку даже едва заметная вуаль, после окрашивания станет явно видимой! Некоторые виражи усиливают изображения, а некоторые ослабляют - это также необходимо учитывать! Вирирование бывает прямым и косвенным. Прямое вирирование окрашивает изображение в одном растворе, косвенное вирирование требует предварительного отбеливания изображения перед окраской. Первый метод более прост и позволяет фотографу наблюдать за процессом окрашивания. Второй метод более сложен, однако изменяя степень отбеливания, можно варьировать тон отпечатка, или окрашивать часть изображения. Для частичного окрашивания отбеливатель наносят при помощи ватного тампона или кисточки на необходимые участки изображения, а затем весь отпечаток помещают в вирирующий раствор. Отвирированные изображения имеют и ряд существенных недостатков. Они хуже хранятся, чем классические, часть из них, например синие, светочувствительны, что требует особых условий хранения отпечатков: в фотоальбомах без доступа света. Практически все изображения, подвергшиеся вирированию портятся от кислот и щелочей. Поэтому, если такие изображения необходимо клеить - следует подобрать особый, нейтральный клей, обычный силикатный, безвозвратно испортит или даже обесцветит фотоснимки. При работе с некоторыми виражами, например коричневым, выделяется резко пахнущий газ, что требует вытяжной системы или работы на свежем воздухе. Срок хранения рабочих растворов виражей очень маленький, их готовят непосредственно перед работой из сухих реактивов или запасных растворов.
|