Цианотипия - один из самых старых способов одноцветной печати (изображение получается в голубых оттенках). Данный способ фотографической печати открыт английским ученым сэром Джоном Гершелем в 1842 году. Изначально цианотипия предназначалась для копирования документов и математических таблиц, однако впоследствии была применена для контактной печати фотолюбителями. Не смотря на маленькую детализацию, в свое время цианотипия была популярна поскольку отличалась дешевизной и доступностью. В основе цианотипии лежит эмульсия на основе солей железа, которые при облучении УФ светом дают особое вещество интенсивно голубого цвета - берлинскую лазурь. Для получения эмульсии необходимы всего два исходных вещества: 1) железо (3) лимонноамиачнокислое зеленое (25 г. на 100 мл. запасного раствора "А") 2) красная кровяная соль (10 г. на 100 мл. запасного раствора "Б"). Растворяя каждое из веществ в указанном количестве в воде получают два запасных раствора А и Б. Смешивая запасные растворы в равных объемных частях получают светочувствительную фотоэмульсию. Такое приготовление обусловлено тем, что исходные растворы могут храниться достаточно долго, в то время, как готовая эмульсия в виде раствора, имеет срок годности менее суток. Приготовленная эмульсия из двух исходных запасных растворов наносится кистью или валиком на специальную, акварельную бумагу, а еще лучше на ткань. Бумага должна быть из хлопка и выдерживать длительное намокание без потери прочности и размеров. Как не странно, в цианотипии бумага оказывает очень большое влияние на конечный результат! После высыхания бумага с нанесенной эмульсией становится чувствительна к свету, преимущественно к УФ излучению. Фотопечать на бумагу, в виду ее низкой чувствительности, производится контактным способом через негатив, без использования фотоувеличителя. Из за этого обстоятельства, ясно, что негатив должен быть такого размера как и желаемое фотоизображение. Как правило, печать проводят в специальной фоторамке или между двумя листами оргстекла (обычное стекло не пригодно - оно очень плохо пропускает УФ излучение!) где негатив и фотобумагу совмещают между собой и плотно прижимают, а затем производят облучение. Облучение производится специальной ультрафиолетовой лампой, солнечный свет для этого хоть и пригоден, но используется редко из за низкой повторяемости результатов.
Химизм цианотипии заключен в том, что под действием УФ излучения ионы железа трехвалентного, которое находится в эмульсии, превращаются в двухвалентные ионы железа. Двухвалентное железо с красной кровяной солью образуют особое вещество - берлинскую лазурь, которая обладает глубоким насыщенным синим цветом. Непрореагировавшие реактивы (та часть эмульсии, которая не подверглась УФ освещению) вымывается водой в процессе закрепления изображения. После тщательного промывания фотоснимка, полученное изображение имеет специфический, неповторимый синий цвет. Кроме того, полученный фотоотпечаток можно тонировать при помощи специальных растворов в различные цвета. Следует помнить, что полученные фотоотпечатки по методу цианотипии плохо переносят длительное хранение. Ознакомившись с теоретической частью, пора переходить к практической части. Для печати по методу цианотипии нам необходимы: негатив, имеющий размеры желаемого фотоотпечатка; специальную хлопковую бумагу или ткань; раствор фотоэмульсии. Негатив нужного размера можно получить несколькими способами. Это может быть снимок (негативный) крупноформатной камеры, или распечатанный принтером на специальной пленке негативный снимок. Кроме того возможно масштабировать обычный снимок и получит крупный на специальной контактной фотопленке или фотобумаги, сделав ее потом прозрачной. Бумагу или ткань кладут на подложку, в качестве которой можно использовать ровную, гладкую, твердую поверхность. В виде подложки удобно использовать стекло, пластину глянцевателя, глянцевую, гладкую керамическую плитку и т.д.. Бумагу можно закрепить к подложке при помощи малярного или обычного скотча Фотоэмульсия готовится легко готовится из набора для цианотипии, который есть у нас в продаже следующим образом. Вначале готовят два запасных раствора А и Б. Для этого выливаем в емкость с меткой 50 мл. железо лимонноамиачное зеленое и добавляем дистиллированной или хорошо прокипяченной воды с комнатной температурой до отметки 50 мл. Тщательно перемешиваем полученный раствор и переливаем во флакон с крышкой емкостью 50 мл - получаем запасной раствор А. В другую емкость с отметкой 50 мл. наливаем 20 - 30 мл. воды и растворяем красную кровяную соль из набора и доливаем воды до отметки 50 мл - получаем запасной раствор Б. Вода, как и в первом растворе должна быть дистиллированной или хорошо прокипяченной. запасные растворы можно хранить неделю - две в темном, прохладном месте. Фотоэмульсия готовится путем смешивания запасных растворов А и Б в равных объемах. Следует помнить, что готовый раствор фотоэмульсии храниться не более часа - двух! Готовят фотоэмульсию при слабом искусственном освещении. Использовать солнечное освещение при приготовлении эмульсии нельзя! В емкость с широкой горловиной (чтобы вошла кисть для нанесения эмульсии на фотобумагу) вместимостью 100 - 200 мл. наливают отмеренное количество запасного раствора А и такое же количество запасного раствора Б. Полученный раствор тщательно перемешивают. Фотоэмульсия готова. Наносить полученную эмульсию на бумагу удобно кистью. Жидкую эмульсию берут в таком количестве, чтобы на бумаге не образовывались "лужицы". Бумагу надо покрыть эмульсией равномерно, в нескольких направлениях. После этого бумагу отделяют от подложки и переносят сушиться в темное помещение. Для сушки можно использовать вентилятор, фен, важно чтобы воздух не был горячим! После полного высыхания полученной эмульсии, на что уйдет час - два, можно на бумагу нанести второй слой эмульсии для получения на конечном изображении более насыщенного, глубокого синего цвета. После повторной сушки, которая ничем не отличается от первой, можно печатать изображение. Бумага или ткань с нанесенной эмульсией сохраняет свои свойства не долго, поэтому нет смысла заготавливать ее впрок. Высушенную бумагу с нанесенной эмульсией необходимо использовать как можно скорее, в идеале сразу после сушки. Для этого, совмещают негатив с фотобумагой и зажимают полученный сэндвич или в фоторамке или между двумя листами оргстекла. Экспонирование производят ультрафиолетовой лампой. Время экспонирования сильно зависит от мощности лампы, типа бумаги, расстоянием до УФ лампы и подбирается экспериментально. В качестве ориентира, можно использовать время 20 минут при расстоянии между лампой и фотобумагой в 30 - 40 см. По окончании засветки на бумаге будет видно изображение. Проэкспонированную бумагу необходимо промыть. Предварительная промывка осуществляется в проточной воде с комнатной температурой. В процессе промывки, та часть эмульсии, которая не подверглась экспозиции вымывается. Отпечаток промывают в кувете лицом вниз до тех пор, пока вода в ванночке перестанет окрашиваться в салатный цвет. Как правило, на предварительную промывку уходит от 5 до 10 минут. Вода в ванночке должна быть обязательно проточной или ее необходимо менять несколько раз, например 1 раз в минуту. После предварительной промывки бумагу с полученным изображением промывают дополнительно в воде еще около получаса, после чего снимок можно сушить. Перед сушкой цвет полученного отпечатка можно усилить, подержав его в растворе медицинской перекиси водорода (3%). В случае, если снимок был подвергнут усилению, его необходимо после этого промыть в течении 20 - 30 минут в проточной воде. Сушить полученный отпечаток можно любым не термическим способом. Ни в коем случае нельзя применять для этого глянцеватель. После сушки изображение можно тонировать, если есть в этом необходимость. Тонировка изображения, полученного методом цианотипии.
Изменение контраста изображения
|